Размышлизмы

Сталин и Ленин

Непредвзятый взгляд на деяния двух вождей

Может, это простое совпадение, но в России каж­дые тридцать два года изменяется отношение к двум центральным фигурам первой половины XX века — Ленину и Сталину. С 1924 по 1956 год в стране торжествовало «дело Ленина—Сталина», два вождя — ос­новоположник и его лучший ученик и продолжатель — счи­тались равновеликими, равногениальными созидателями светлого будущего для всего человечества.

Затем, с 1956 по 1988-й, официальная пропаганда и общественное мне­ние в особенности противопоставляли их друг другу: ге­ний Ленин и кровавый деспот Сталин. «Назад к Ленину» звали не только казенные идеологи, но и многие власти­тели дум. После этого происходит очередной поворот: оба вождя объявлены воплощением мирового зла, Ста­лин вновь становится «верным ленинцем», поскольку и учитель отнесен к категории тиранов и палачей. История завершила очередной виток и вернулась к своему нача­лу, но уже с обратным знаком. Скорее всего, спираль сия не последняя при нашей традиции регулярного перепи­сывания прошлого. Главная причина этого — сугубо идеологизированный взгляд на нашу недавнюю историю. Попробуем взглянуть на фигуры Ленина и Сталина без идеологических пристрастий.

Наиболее простой подход— это сравнение итогов правления или политической деятельности каждого.

Карьера Ленина как крупного политического лидера началась в апреле 1917 года, когда он вернулся в Россию. Закончилась — в ноябре 1922 года. Тяжелая болезнь ус­транила его как действующее лицо с политической аре­ны. Чем ознаменовался этот период истории нашей стра­ны? Российское государство уменьшилось и по размеру своей территории, и по численности населения: от него отделились Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония; присоединены к соседним государствам: Западная Укра­ина, Западная Белоруссия, Молдавия, часть Армении. Российская империя, получившая к этому времени иное наименование, потеряла около 1 млн. км2, на которых про­живало не менее 40 млн. человек. Но куда хуже было то, что страна лежала в руинах.

Промышленность, культура, наука, финансы— все разрушено. За 1917—1922 годы Россия потеряла более 10 млн. человек, несколько мил­лионов наиболее высококвалифицированных специалис­тов эмигрировало. Старая социальная система с ее ин­ститутами разрушена до основания, новая не существо­вала даже в проекте. Встал вопрос о радикальном изме­нении и возврате к прошлому. Свидетельство этому — знаменитый нэп.

Теперь обратимся к 1953 году, последнему году жиз­ни Сталина.

Также погибли на войне, в тюрьмах и лагерях десятки миллионов. Это сближает двух вождей. Но страна уже принципиально иная, как и ее место в мире. Только что СССР вышел победителем из второй мировой войны и стал сверхдержавой. Российская империя не просто вос­становлена, а значительно увеличилась благодаря появ­лению государств-сателлитов и союзников. Треть насе­ления мира следует указаниям из Москвы, а еще сотни миллионов с симпатией наблюдают за уникальным экспе­риментом на одной шестой части суши (правда, другие сотни миллионов со страхом следят, как крепнет тотали­тарная система). СССР располагает мощнейшим военно-промышленным комплексом и научно-техническим по­тенциалом. Система кажется вечной.

Закономерен вопрос: какой смысл в подобном противопоставлении? Ведь Ильич снес все «до основания», ука­зал траекторию движения, дал программу и даже «черте­жи», по которым надо было строить Систему. А Сталин, как верный ученик и достойный преемник, просто реали­зовал замысел. Так, во всяком случае, утверждают и сто­ронники, и противники обоих. Чтобы ответить на этот во­прос, займемся тем, что в принципе можно назвать куль­турологическим анализом.

Система, безусловно, была построена во многом иначе, чем дореволюционная Рос­сия и окружающий ее мир. Процесс ее строительства представлял поиск и формирование новых социальных институтов и институций. Отвлечемся от того, какова их моральная или гуманитарная сторона. Представим, что мы анализируем какую-то древнюю или внеземную циви­лизацию со своим специфическим внутренним устройст­вом, своей логикой и внутренними закономерностями. И именно с таких позиций попробуем определить роль Ле­нина и Сталина в ее развитии и становлении. При таком подходе выделяются три аспекта, три традиционных сре­за: культура, политика, экономика.

Кто создал марксизм-ленинизм

Вначале было слово, а потому прежде всего краткий ана­лиз идейной основы СССР— марксизма-ленинизма, то есть идеологического стержня системы, ее культуры. На­деюсь, что те, кому за тридцать, еще помнят, по каким учебникам и «первоисточникам» они осваивали мар­ксизм-ленинизм, его «три составные части». Однако их было немного больше: история КПСС, истмат и диамат, политэкономия капитализма, политэкономия социализ­ма и научный коммунизм.

Первый предмет — историю КПСС — создал непосред­ственно Сталин. Его «История ВКП(б)», несмотря на кор­рективы, вносившиеся при последующих генсеках, была главным идеологическим сочинением в течение полуве­ка. С нее начинался марксизм-ленинизм как официальное учение. Слово «история» здесь несколько дезориентиру­ет, хотя, конечно, история присутствовала.

Однако глав­ное назначение этой учебной дисциплины было другим: определять основные положения доктрины применитель­но к ситуации, а исторический подход был лишь средст­вом для доходчивого изложения первооснов. Естествен­но, в курсе были и работы Ленина, поскольку где-где, а в партийной истории он разбирался превосходно, посколь­ку сам и творил ее. Но, скорее всего, Ильичу и в голову не приходило, что из истории партии можно сделать еще одну, а наделе самую главную, «составную часть» комму­нистической идеологии. Безусловно, Сталин нашел весь­ма удачный ход идеологической работы: вместо истории страны люди штудировали историю партии.

Несколько больший вклад внес Ленин в формирова­ние философии марксизма-ленинизма: его работа «Ма­териализм и эмпириокритицизм» занимала важное мес­то в диамате. И все же, как известно, сам себя он фило­софом не считал и систематического изложения филосо­фии марксизма не написал. Кстати, Маркс тоже свою ди­алектику в виде особого сочинения не представил — здесь ведущим классиком выступал Ф. Энгельс. Не луч­ше обстояло дело с истматом, где немецкие революцио­неры научных трактатов тоже не оставили. В результате львиная доля работы досталась Сталину и его партийным философам. Именно они построили коммунистическую

философию как относительно целостную систему, прове­ли систематизацию и катехизацию предмета. Работа была непростая: из множества цитат надо было выбрать под­ходящие, увязать их друг с другом. Сталин туманной и изощренной марксовой диалектике, ленинским наброс­кам и конспектам придал лаконичность и простоту, сде­лал доктрину пригодной для массового распространения и пропагандирования.

Похожая картина была в политэкономии. «Капитал» Маркса и «Империализм, как высшая стадия капитализ­ма» Ленина стали основой этой «составной части». Одна­ко и здесь Сталин со своими помощниками поработал немало. Существенным методологическим вкладом было построение политэкономии, впрочем как и философии, в виде системы, где основу составляли категории и зако­ны.

Благодаря этому дисциплина стала более простой и доступной, сохраняя при этом определенное сходство с естественными науками. Особенно значительный вклад внес Сталин в разработку политэкономии социализма, где под его непосредственным руководством была созда­на еще одна «составная часть» коммунистической идео­логии. Был изобретен «основной экономический закон социализма» — наиболее полное удовлетворение потреб­ностей ... Да, у Маркса были похожие слова, но ему не при­ходило в голову назвать это «основным», да еще «эконо­мическим» законом. Сталин же из набора цитат сделал целое направление марксистско-ленинской доктрины.

Подводя итог, можно сказать, что марксизм-ленинизм является делом рук, точнее — головы, Сталина. Не Ленин, а именно его последователь является настоящим осно­вателем этого учения. Более того, при Сталине и благо­даря ему миф о Ленине-теоретике пережил Ильича на десятки лет. Если же говорить о системе пропаганды, до­ведении марксизма-ленинизма до широких масс, созда­нии культов Ленина и Сталина, то роли их несопостави­мы.

По сути, Ленин так до конца и не понял, что в такой социальной системе, которую он хотел создать, без культа вождей не обойтись. Апелляция к «священному» тексту, к безусловному авторитету была необходимой для сущес­твования самой доктрины, впрочем, как и любой другой религии или псевдорелигии, каковой являлся коммунизм. Сталин с первой своей заметной речи — на похоронах Ильича — последовательно строил идеологию как систе­му, в основе которой лежит вера в авторитет. Еще более значительная трансформация с учением была им проде­лана позже: из марксизма как теории революции Сталин создал государственную, державную идеологию, соче­тавшую коммунизм с традиционной для России претен­зией на Третий Рим.

Интернациональный по смыслу мар­ксизм этот вождь превратил в национальную идеологию, национальную идею. Столь радикальное изменение — еще одно доказательство того, что именно Сталин, а не Ленин был в действительности творцом марксистско-ле­нинского учения.

Жизнеспособность марксизма-ленинизма во многом была обусловлена возникновением и постоянным разви­тием и совершенствованием соответствующей идеоло­гической машины, системы массовой пропаганды и аги­тации. Для этого было необходимо не только тиражиро­вать положения учения, но и полностью исключить воз­действие всех других идеологий и религий. Можно при­знать, что Ленин, закрывший все газеты и журналы оппо­зиции, выславший из страны наиболее видных представителей интеллигенции, которые как-то были связаны с другими, небольшевистскими идеологиями, заложил основу идеологического монополизма КПСС.

Однако до­статочно обратиться к литературе, издаваемой в начале 20-х годов, чтобы убедиться, насколько слабым был «за­слон» проникновению иных мировоззрений и идей. И только в сталинское время цензура в своей работе достиг­ла тотального совершенства, полностью перекрыв всякую чужеродную Системе информацию и идеи. Кстати, само собрание сочинений Ленина, изданное хотя и с купюра­ми, было одним из источников крамольных сведений о прошлом, поскольку содержало немало такого, что пол­ностью противоречило державной идеологии.

Совершенно логично было предположение А. И. Солженицына, которое он высказал в пись­ме в конце войны: ленинские тома, мол, будут изъяты. Всякий любознательный человек, внима­тельно проштудировавший многопудье сочине­ний Ильича, мог впасть в крамолу. В этом отно­шении показательна книга В. Солоухина, который уже в перестроечные годы прочитал только один 36-й том и написал на этой основе сугубо анти­коммунистическое сочинение.

Прогноз Солже­ницына не оправдался. В целом, созданная система пар­тийно-политического просвещения, охватившая все слои населения, от дошкольников до пенсионеров, справля­лась с проблемой избыточности ленинских сочинений путем тщательного подбора цитат, тиражирования под­ходящих высказываний и замалчивания неподходящих. Можно утверждать, что эта идеологическая система ока­залась достаточно эффективной и выполняла свои функ­ции практически до конца 80-х годов. Перестроечный «возврат к Ленину» — достаточное доказательство этого. Сталин был уже давно мертв, а идеология, созданная им, жила еще тридцать с лишним лет.

Кто создал Советское государство

СССР как государство, безусловно, был построен на иных принципах, чем весь остальной мир. Здесь была своя сис­тема власти, которую впоследствии стали называть ад­министративно-командной, свои государственные инсти­туты, свое право, специфическое национально-государ­ственное устройство, особые способы формирования правящей элиты и многое другое.

«Ядром» государства была партия, у истоков которой был Ленин, приведший ее к власти. Ему принадлежат ос­новные принципы ее деятельности и организации — так, во всяком случае, утверждалось в течение десятилетий. Жесткая централизация, дисциплина— это отличало ее от других партий в Европе в начале века. И здесь действи­тельно трудно ставить под сомнение то, что Ленин внес весьма значительный вклад в построение весьма специ­фической политической организации, дал обоснование принципам ее работы. Но если приглядеться вниматель­нее, сравнить партию на разных этапах ее существова­ния, то нетрудно прийти к выводу, что все не так просто.

Ленину нужна была «партия революционеров» для того, чтобы осуществить революцию. И он создал имен­но такую организацию. После взятия власти, по опреде­лению, «партия революционеров» уже не нужна, она до­лжна становиться правящей партией, у которой принци­пиально иные цели и задачи. Не знаменитый первый параграф устава, не пресловутый «демократический цен­трализм» и даже не запрет на фракционную деятельность определяли суть и характер партии.

Ее главным органи­зационным принципом, способом влияния и управления стала «номенклатура», то есть тотальный контроль за кад­ровыми перемещениями во всех отраслях и сферах жиз­ни, на всех уровнях социальной иерархии. Ленин уповал на централизм, для реализации которого использовались комиссары — люди, наделявшиеся особыми правами и действовавшие во многом исходя из собственных пред­ставлений о поставленной задаче.

Сталин же превратил партию не только в единый всесоюзный «аппарат управ­ления», но и в особое сословие, своего рода «служилое дворянство», которое одновременно было и «церковью», контролирующей все стороны жизни, в том числе и лич­ной. Такой концепции партии у Ленина нет. Впрочем, в явном виде она не была сформулирована и при Сталине, но зато действовала весь период существования СССР. Все страны, которые по примеру или под давлением ко­пировали советский опыт коммунистического строитель­ства, шли подобным путем, создавая на начальном этапе «партию-государство», «партию-церковь», как реальное ядро своей системы.

В СССР, точнее — в РСФСР сразу же была объявлена «диктатура пролетариата». У Маркса «диктатура пролета­риата» упоминается всего лишь несколько раз и не в са­мых значительных сочинениях. Здесь, безусловно, осо­бая роль принадлежит Ленину, который сделал эту идею краеугольной в борьбе с противниками. Этот акцент ес­тественным образом вел и к «обоснованию» террора как средства нового социального порядка. Зачастую утвер­ждают, что никакой «диктатуры пролетариата» не было, а была неограниченная власть партии и ее вождей.

Конеч­но, пролетариат сам не правил страной, и в этом отноше­нии термин несколько не соответствовал практике. Но «классовый подход», предпочтение выходцам из рабочих и беднейших крестьян был реальным принципом форми­рования номенклатуры в сталинские и послесталинские годы. Не зря все генсеки после 1953 года были из этих социальных слоев. И реализовал классовый подход имен­но Сталин, проведший тотальную чистку партии и в конеч­ном итоге уничтоживший всю «ленинскую гвардию», как не соответствующую именно этому принципу.

После партии второй важнейшей составляющей частью Системы был репрессивный аппарат. Ленин сде­лал немало, чтобы превратить террор в открытый и ле­гальный принцип построения нового социального строя. При нем возникла ЧК, комбеды, практиковались аресты заложников и массовые аресты противников большеви­ков. Он же первым заговорил о концлагерях и других спо­собах подавления сопротивления своих противников. Стоит ли, однако, особо доказывать, что именно при Ста­лине, когда миллионы подвергались репрессиям по раз­нарядкам, когда целые народы в одночасье выселялись и переселялись, репрессивная система превратилась дей­ствительно в тотальную, контролирующую абсолютно все машину. Большевистским импровизациям Сталин придал систематичность и организованность — все следили за всеми, и наказание за нелояльность было неотвратимым. Здесь ученик превзошел учителя по всем статьям.

Теперь вспомним о системе «разделения властей», которая существовала в СССР. Власть распределялась между партийными органами, административно-хозяйственными, советскими и формально общественными структурами. Высшим должностным лицом был руково­дитель партии. Уже в этом видно различие между ленин­ским и последующими этапами в истории СССР. Ленин даже не был генеральным секретарем, такая должность возникла только на закате его карьеры, и первым генсе­ком стал Сталин. При Ильиче не было разделения функ­ций между Совнаркомом, ЦК и Политбюро. На местах про­цесс формирования новых структур шел спонтанно: ком­муны, совнархозы... Ильич уповал на террор, на «созна­тельных рабочих», наРабкрин.

Бесполезно сейчас задним числом искать в его трудах контуры той системы, которая сложилась позже и обеспечивала жизнедеятельность строя — Ленин и его соратники наощупь конструировали систему. При Сталине она превратилась в сложный орга­низм с весьма непростым разделением функций и пол­номочий, сохраняя при этом единство целостной государ­ственно-бюрократической машины. Например, если на одних уровнях (союзном и республиканском) доминиро­вание партийных органов вкупе с репрессивными было безусловным, то на других (отраслевом и на предприяти­ях) преобладал хозяйственный аппарат.

Ленин говорил о Советской власти, но вряд ли стоит доказывать, что собственно Советы играли не первую роль в системе. Фактически третье место после партии и репрессивных органов занимали Государственные коми­теты, министерства (наркоматы) с их подразделениями. Госплан, Госснаб... Множество отраслевых органов уп­равления сформировалось только при Сталине. Плановая система, которая составляла технологическую основу управления государством, — полностью детище сталин­ской эпохи. Ссылки на ГОЭЛРО и тому подобное только дезориентируют. Нет, не Ленин, а Сталин соорудил зда­ние административно-командной системы.

Какую бы отрасль государственного строительства СССР мы ни взяли, везде на место стихии, дилетантству 20-х годов в сталинские времена приходил особый про­фессионализм. Методы и структуры, оказывавшиеся дее­способными, утверждались, все прочее — отбрасыва­лось. Так обстояло, например, с институтом комиссаров в армии, где управление было организовано в конечном счете на сугубо профессионально-иерархической осно­ве, даже с использованием традиционной внешней атри­бутики. К слову сказать, Советскую Армию тоже создал Сталин, а не Ленин, который после гражданской войны фактически отказался от регулярной армии. А будущий генералиссимус был организатором всех важнейших ро­дов войск и лично руководил разработкой чуть ли не всех видов вооружения.

Особую актуальность в последние годы приобрело различие в ленинских и сталинских подходах к организа­ции Союза. Как известно, именно Ленин настаивал на формировании нового государства как Союза, то есть федерации пусть и формально, но независимых госу­дарств. Ему принадлежит авторство идеи СССР и отказа от губернского принципа построения России. История показала, что Сталин тоньше оценивал ситуацию и глуб­же понимал, а может быть, чувствовал, механику власти.

Кто создал советскую экономику

Как известно, Маркс и Энгельс никакого проекта или даже наброска, по которому можно было бы построить хозяйственную систему, полностью исключавшую частную со­бственность, не оставили. Большевикам пришлось экспе­риментировать буквально на пустом месте. Из двух кон­курирующих идей — полной централизации и создания общества самоуправляющихся коммун — достаточно быстро победила тотальная централизация, воплотивша­яся в «военном коммунизме».

К концу своей карьеры Ле­нин был вынужден от нее отказаться и под очень сильным давлением как ситуации, так и своих соратников перешел к нэпу. По сути, через пять лет после революции больше­вики начали сворачивать тот социальный эксперимент, который начался в 1917 году. У Ленина к концу 1922 года, кроме довольно общих и малоконструктивных идей — «ра­бочий контроль», «учет», «электрификация», «соревнова­ние», — ничего не было.

Именно со Сталиным связаны наиболее существенные преобразования в хозяйственно-экономической сфере. Индустриализация, коллективизация, милитаризация, культурная революция, формирование плановой систе­мы и становление отраслевой структуры народного хозяй­ства — все началось только с конца двадцатых годов, ког­да он сосредоточил власть в своих руках. Многие резуль­таты его деятельности в этой сфере явно неоднозначны, но есть такие, которые трудно не оценить: создание мощ­нейшего военно-промышленного комплекса и сильного научно-технического потенциала. Черчилль справедливо писал: «Сталин принял из рук Ленина государство с со­хой и превратил его в мощную страну с атомной бомбой».

Ленин и Сталин стояли во главе государства. Обоих называли вождями. Но все же роли в управлении у них были разные. Ленин действительно прежде всего был вождем — он определял стратегию, вел, вдохновлял сто­ронников и идейно их мобилизовывал, писал статьи, про­износил речи, председательствовал. Однако его роль в принятии конкретных решений по многочисленным хозяй­ственным, военным и прочим проблемам не очень значи­тельна. Д. Волкогонов в своей книге «Ленин» приводит протоколы заседаний, показывающие, что как «управле­нец» и «бюрократ» Ильич был не особо силен. У него не было отлаженного бюрократического аппарата, естес­твенно, не было и опыта — революционер стал главой го­сударства, не сталкиваясь до того со многими экономическими и прочими проблемами, а тем более не прини­мая участия в их решении. К тому же сложность и новизна ситуации была чрезвычайная, аналогов не было, и все приходилось создавать заново.

Впрочем, можно и не ссы­латься на нынешних исследователей, а почитать самого Ленина, чтобы убедиться, как трудно ему было управлять. В последние годы он буквально с отчаянием пишет о бю­рократизме и о том, что никакие решения не выполняются. В отличие от предшественника, Сталин сразу же ов­ладел технологией власти, бюрократическим аппаратом. Конечно, и у него, строго говоря, не было опыта, но ока­зались данные для такого рода деятельности. Уже через полгода после назначения его генсеком он сумел "сосредоточить в своих руках огромную власть" - так писал сам Ленин. Сталин не только строил административно-командную систему, но и лично контролировал все важные процессы, происходившие в ней.

Сталин лично принимал решения практически по всем вопросам разработки военной техники и прочих проблем развития ВПК, не говоря уже о том, что все существенные кадровые вопросы решались только им. Сформированная под руководством вождя хозяйственная система была относительно эффективна и позволяла решать многие проблемы. Попытки ее реформирования в 1965 и последующих годах, а также в период перестройки показали, что Сталину удалось нащупать фактически единственный вариант социалистической экономики, то есть хозяйственной системы, адекватной идеологии и уровню развития мирового хозяйства. Она достаточно долго обеспечивала статус СССР как мировой сверхдержавы.

Сталин создал Ленина

Роль политика в истории России чаще всего характери­зуется теми его действиями и решениями, которые он принимает и реализует в наиболее кризисных, сложных ситуациях. Официальная история традиционно выделя­ла ряд ситуаций, в которых Ленин сыграл особую роль: решение о вооруженном перевороте в октябре 1917-го и взятие власти; Брестский мир; нэп.

Тогда, в 1917 году, захват власти большевиками был довольно ординарным событием. Власть «лежала», и ее надо было только подобрать. Подобные попытки перево­ротов происходили и происходят во многих странах, и радикальные политики очень часто берут власть. Удиви­тельно не то, что Ленин, как революционер, требовал ре­шительных действий, а то, что его ближайшие соратники сопротивлялись этому. Сильными политическими хода­ми Ильича были два первых декрета: о мире и о земле, особенно последний, поскольку полностью противоречил большевистским представлениям.

Тем не менее проис­ходившие в Петрограде события в той конкретной ситуа­ции для мира особого значения не имели. Хотя Россия и занимала существенное место в Антанте, но не такое, что­бы изменение ситуации в ней могло быть признано важ­ным для всех остальных государств. Брестский мир толь­ко подтвердил это: мировая война продолжалась без Рос­сии и закончилась так, как и ожидалось. Сепаратный до­говор большевиков хотя и был неприятностью для Антан­ты, но не повлиял на остальной мир. Для того чтобы убе­диться в этом, можно сравнить ту мировую ситуацию с

нынешней: крах коммунизма и распад СССР привел к кар­динальному изменению в мире, окончилась «холодная война», рухнул весь социалистический лагерь, мир из биполярного превратился в иной, где осталась одна сверхдержава, нарушился баланс сил, прокатилась целая серия межнациональных конфликтов и войн. Ничего по­добного в свое время революция в России не вызвала. Попытки большевиков на своих штыках перенести рево­люцию в Европу окончились полной неудачей: Запад по­строил «санитарный кордон» и без особого труда изоли­ровал СССР. Только возникновение фашистской Герма­нии и последовавшее в 30-е годы усиление СССР ради­кально изменили ситуацию в мире.

Безусловно, Ленин был крупной политической фигу­рой. Но значение совершенной им революции определи­лось гораздо позже, когда в СССР произошел процесс бурного экономического роста, становления военной мощи.

Значение историческим событиям придают их послед­ствия, точнее — реализованные после них альтернативы, которые всегда есть. Если бы СССР не победил во вто­рой мировой войне, не подчинил себе треть мира, не пре­вратился в сверхдержаву, октябрьские события 1917 года и последовавшая за ними война остались бы событиями только нашей российской истории. Но все пошло по-дру­гому, и ключевую роль в этом сыграл Сталин, которому принадлежит решающая роль во всех направлениях и от­раслях того, что раньше называли строительством соци­ализма и коммунизма.

При этом стоит подчеркнуть, что СССР далеко не всегда решал свои проблемы силой ору­жия. Для многих стран Азии и Африки превращение раз­рушенной России под руководством Сталина в мощную страну было наглядным примером и образцом. Не будь Сталина, Ленин остался бы в истории как удачливый ре­волюционер, сумевший использовать очередную россий­скую смуту для захвата власти в благоприятных между­народных условиях, когда мир, озабоченный своими про­блемами, не смог своевременно и адекватно отреагиро­вать на большевистский вызов.

Сталин сумел превратить локальный большевистский эксперимент в событие мирового масштаба. Он, а не Ле­нин, основал и создал СССР как государство и сверхдер­жаву. В отличие от своего предтечи, который был рево­люционером, Сталин оказался «государственником», ос­нователем огромной Советской империи. Он расколол мир на две части, определив во многом ход мировой ис­тории XX века. Случись это в древности или в средние века, его признали бы фигурой, равной Александру Ма­кедонскому, Чингисхану, Тамерлану, Карлу Великому. Из персонажей российской истории он ближе всего к Пет­ру I, превзойдя последнего по всем статьям: и по масшта­бам преступлений, и по масштабам созданного, и по пос­ледствиям.

Только при нем Российская империя приоб­рела такие масштабы и сыграла колоссальную роль в ми­ровой истории, как никогда до этого. Сама империя поч­ти на сорок лет пережила своего создателя. Миф о Лени­не — это один из результатов сталинского тридцатилет­него правления. Да, Сталин был учеником Ленина, но та­ким, который намного превзошел наставника, чем и обес­печил учителю уникальное место в истории — российско­го Антихриста. А это не совсем справедливо: Ленина бо­лее верно считать анти-Иоанном Предтечей; Сталин же единственный законный претендент на роль Антихриста.


К началу страницы