Размышлизмы. Художники и маляры

Художники и маляры

Позволю себе высказать искреннее мнение в отношении некоторых художников – мастеров кисти, скульпторов и просто маляров. Необоснованный ажиотаж вокруг мазни Малевича, Пикассо, Шагала и им подобных модернистов, сюрреалистов вызывает у меня бурное чувство протеста. Гадливости даже. Как будто на базаре тебе пытаются втюхать втридорога явно бракованную вещь.

Причём критики самого высокого уровня пытаются убедить подобных мне сомневающихся людей в том, что это не мазня, а своеобразная талантливая или даже гениальная манера изображения, а кто хочет точной копии – пусть купит фотоаппарат.

Встречал я подобных демагогов острословов, которые легко покоряют тугодумов фразами вроде "…а кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт". Вроде пей, кури – всё равно помрём, хотя каждому здравомыслящему человеку ясно, что лучше умереть восьмидесятилетним в добром здравии, чем в сорок лет от рака в жутких мучениях. Так ведь нет, покупаются на эту фразу. Вот то же самое и про фотоаппарат.

Талантливый художник не только достоверно передаёт, например, портрет человека, но и вкладывает в него внутреннее содержание, душу изображаемого, неуловимыми мазками кисти выделяет черты лица, подчеркивающие индивидуальность человека.

Глядя на этот портрет, сразу представляешь характер человека, степень его умственного развития, эмоциональную предрасположенность. Меня легко поймёт фотограф-профессионал. Чтобы сделать подобную фотографию, надо правильно подобрать освещение, выбрать нужный момент выражения лица, оказаться в нужном ракурсе и ещё много чего. Бывает, сделаешь сотню снимков и всё в корзину – нет того выражения лица, которое бы передавало внутренний мир человека. А талантливому художнику это по силам. Даже изображая пейзаж, художник может более точно передать обстановку того места и настроение.

Так вот фраза "…хочешь точную копию – купи фотоаппарат" это та же демагогия для простаков. Менее педантичный художник не делает точной копии изображения и только с помощью цвета и особой манеры пытается передать настроение. Но это тоже великие мастера, например, Коровин, Сарьян, Моне и они мне нравятся.

Бездарные маляры типа Пикассо и Шагала появились на рубеже ХХ века в период жутких потрясений – революций. Понимая, что повторить и, тем более, превзойти великих художников, им не дано, они решили найти свой путь к славе. В этом им сильно помогла бурно развивающаяся буржуазия. "Раскручивая" эти "дарования", они вкладывали в них свои капиталы и становились владельцами "шедевров". Искусственно создавая ажиотаж вокруг этих революционеров от кисти, они тешат себя иллюзиями, что являются обладателями несметных сокровищ. В любом детском саду вам даром отдадут кипу подобных "шедевров", нарисованных детской рукой.


Плоды гениальных озарений Малевича

И если в ранних работах Пикассо чувствуется талант художника, то в дальнейшем он всё более и более напоминает маляра. Посмотрим на его знаменитую "Гернику". Что мы видим? Глюки наркомана или бред алкоголика? Без экскурсовода не поймёшь. А вы видели "Последний день Помпеи" Карла Брюллова?

Сюжеты схожие, но эмоциональное воздействие разное. Художник не только точно изобразил эпоху того времени, но и подлинные страдания людей. Страх и боль с картины передаётся окружающим. Ты не только понимаешь происходящее, но и веришь этому, и в желании помочь страдающим становишься соучастником события. А что вызывает "Герника"? Разве, что желание разгадать ребус. Или подумать, что видим перед собой шизофренические галлюцинации.

Надо здесь заметить, что Пикассо у нас рьяно пропагандировался в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века. Издавались альбомы, репродукции и все такое прочее. Ничего удивительного – Пабло Пикассо был членом коммунистической партии… Как, впрочем, и мексиканский террорист-коммунист Сикейрос, малевавший огромные монументальные фрески…



Творчество гениального и великого Пикассо. Внизу - шедевр "Герника". Гениальность налицо...


...А это шедевры Сикейроса

Излагая своё мнение, я хочу подчеркнуть, что по любому вопросу необходимо иметь своё суждение. Нельзя полностью доверять средствам массовой информации. Не позволяйте вбивать себя в рамки чьих-то суждений. Имейте свой компетентный критический взгляд.


Cвидетельства гениальности мэтра Шагала. Впечатляет...

Рассматривая картины великих мастеров – Рембранта, Караваджо, Шишкина, Репина, Коровина, Моне и им подобных, понимаешь по-настоящему, что такое сила искусства. А вы видели скульптуры Бернини. Глядя на мрамор, ощущаешь живую плоть. И после этого никто меня не убедит, что мазня Пикассо – это гениальные творения.

Вы можете возразить, что о вкусах не спорят. Да, согласен, кто-то с удовольствием поедает жареную саранчу и земляных червей, но это не оттого, что безумно вкусно, просто, извините за выражение, жрать больше нечего. Если этим людям предложить телятину, приготовленную в пряностях с острым соусом, они быстро изменят своим пристрастиям.

Я думаю, что картины Пикассо произведут ошеломляющий успех на папуасов, но лишь только потому, что они не видели произведений настоящих мастеров кисти. Я уважаю труд маляров. Качественно покрашенный забор вызывает положительные эмоции и может претендовать на творчество, но только в своем сегменте (строительном, архитектурном).

Но если меня пытаются убедить, что этот забор сравним с творениями великих художников лишь потому, что кто-то, кому некуда девать деньги, купил его за двадцать миллионов долларов, я рассмеюсь ему в глаза. Кушайте саранчу, а я предпочитаю телятину.

Кто навязывает свои вкусы? Зажравшиеся, попробовавшие все сладости жизни, не гнушающиеся наркотиков люди ищут новых ощущений. Для них Шишкин уже не художник – не будоражит сознания. Им подавай чего-нибудь остренького с душком. С помощью денег пытаются манипулировать общественным мнением.

Так вот, прошу не лапать настоящее искусство!

PS: Хочу извиниться перед вегетарианцами. Телятина – это аллегория, не более того…


К началу страницы