Гуманитариум. Образование

Гимн лжи

Обвинять Михалкова-отца во лжи как-то даже не очень удобно: приятной государству ложью пропитано всё его творчество. И было бы странно, если бы лебединая его песня, ставшая гимном путинской России, была бы правдивее. Об этом бы и вообще говорить не стоило. Но дело в том, что ложь гимна (не скажу, что ложь из гимна, но та же самая ложь, которую гимнописец зарифмовал в своем произведении) втерлась в самосознание общества и отравляет, деформирует это самосознание.

А лжива в гимне едва ли не каждая строчка. Я сумел найти только одну правдивую – «Россия — любимая наша страна». Все остальные – ложь, и не просто ложь, а очень вредная ложь. Впрочем, судите сами

«Священная держава» значит святая, безгрешная, чистая. Таких держав история не знала, и наша уж точно не такая.

«Могучая воля» во «все времена». Для всю историю находящуюся под тем или иным гнетом и частенько впадающей в безвольную спячку страны это звучит насмешкой. И естественно, что если на нашу долю и выпадала «великая слава», то уж точно это было не во «все времена». Сегодняшние во всяком случае – времена бесславные. Поэтому «мы гордимся тобой» тоже заставляет вспомнить «поздравляю соврамши».

Свободным отечество наше бывало тоже нечасто. И в смысле суверенитета, и особенно в смысле свободы граждан.

Но гораздо интереснее «братских народов союз вековой» – сверхразрушительная идея нашего времени. Мы никакой не союз разных народов. Когда-то на заре своей истории мы стали сплавом (это не союз, так как в союзе сохраняется автономия его частей) нескольких народностей. Затем в плавильный котел добавлялись другие народности, но народ оставался одним, хотя этнический его замес и менялся. Попытки выделять из этого одного народа составляющие его части в виде самостоятельных народов немедленно обнаруживают не то что не братские, а враждебные отношения разных националистов-сепаратистов, несмотря на единство их политических целей – развал России.   

Не менее опасно-лжива и «предками данная мудрость народная». Наши предки (как и предки любого народа) не могли быть мудрее потомков. Жизнь они вели по нашим меркам почти звериную. Рвали ноздри, забивали друг друга палками, не умели читать, ничего не знали за пределами своего узкого мирка. Какая там мудрость! Михалков-сын недавно продолжил песню отца, воскликнул: «Что наши предки дураками были?». Отвечаю: «Да, дураками». Мы по сравнению с ними поумнели, но тоже остаемся дураками. Внуки наши это будут видеть ясно.

Даже в мелочах ложь – «От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля». Россия – это не только поля и леса среднерусской полосы. Это и тундра, и горы Кавказа. Это отнюдь не только левитановская Россия. Мы гораздо больше.

Что уж говорить про большее: «Одна ты... хранимая Богом... земля». «Бог хранит» (если видеть реальный смысл в этих словах) Россию точно так же, как хранит любую другую страну, любой другой народ. У каждого народа своя историческая миссия, и «ни один  волос не упадет с головы» народа, пока он не выполнит свою миссию. Но сентенция про «одну хранимую Богом» вредна даже не столько своей историософской неточностью, сколько латентным антигражданским пафосом. Не нужно вам, братцы, беспокоиться о державе, когда ее сам Бог хранит, Он ее и без вашей помощи сохранит. Так что вы, дорогие, себя не тревожьте понапрасну, занимайтесь своими делами.

В том же духе лже-патриотизма и «нам силу даёт наша верность Отчизне» с ее подспудным смыслом «Родина выше совести» и с как бы с апелляцией к истории – «так было, так есть и так будет всегда». Так не было никогда. Всегда силу нам давала верность не ура-патриотической идее, а верность настоящей идее народа – «жить по-Божески, по правде, по совести». А когда «верность Отчизне» требовала отказа от жизни по совести, как это случалось в нашей истории очень часто, то мы получали не силу, а великую слабость.

Именно поэтому сегодня мы и не имеем «широкого простора для мечты и для жизни», что отказываемся от верности своей главной, своей народообразующей идее.

Полезно иногда бывает вчитаться даже в казалось бы пустейший текст...


К началу страницы